Кейс 2. Собственная система управления товарными запасами "Титан" (замена SaaS-решению Predictix)
Общая информация
- Компания/Заказчик:М.Видео-Эльдорадо
- География:РФ
- Период проекта:Разработка была начата в сентябре 2021 года, пилотные тесты начались в январе 2022 года
- Отрасли:Торговля
- Области управления бизнеса:доставка, распределение, хранение, запасы
- Решаемые бизнес-задачи:Планирование продаж, Повышение точности планирования, Управление запасами
- Идеологические платформы и тренды:Большие данные, Машинное обучение, Облачные решения
Исходная проблема, вызов, идея
Цель разработки собственной системы планирования закупок, прогнозирования продаж и распределения товаров - замена зарубежного SaaS-решения Predictix (М.Видео начала пользоваться американским решением с осени 2009 года).
Предпосылками к созданию проекта стала начатая в 2020 году цифровая трансформация Группы, стратегия которой предполагает, что все ПО, формирующее конкурентное преимущество Группы, создаётся и поддерживается собственными силами. Во-вторых, специфика лицензионного ПО, которая не учитывает особенности конкретного бизнеса, а также то, что его сложно и долго адаптировать. В третьих, достаточно высокая цена лицензии, которая в условиях волатильности курсов может значительно колебаться.
Описание кейса
Группа М.Видео-Эльдорадо запустила MVP платформы "Титан" для планирования закупок вместо зарубежного SaaS-решения Predictix.
Разработка решения была начата в сентябре 2021 года, в январе 2022 были начаты пилотные тесты. С июля 2022 года весь целевой товарный запас Группы полностью формируется на "Титане".
Текущая версия платформы "Титан" полностью закрывает функционал Predictix в отношении распределения товарных запасов. Платформа рассчитывает распределение порядка 60 000 SKU, что примерно соответствует объёму собственного стока компании без учета агентского. Для расчетов используются товарные матрицы, исторические данные и прогнозы продаж с учётом сезонного трафика, желаемой скорости получения клиентом покупки, географии каждого объекта, динамики онлайна и доли самовывоза интернет-заказов.
C помощью предиктивной аналитики формируется потребность в количестве товарных запасов, которые необходимо закупить и распределить по магазинам, центральному и региональным складам, дистрибьюторским центрам – более 1 300 объектов. Функционал OLAP-кубов позволяет оперативно анализировать данные и принимать решения на различных уровнях грануляции.
Система ежедневно рассчитывает целевой товарный запас для каждого объекта и по каждому SKU на 16 недель вперёд. По результатам этих расчётов эксперты по логистике планируют пополнение объектов и транспортные перевозки.
Платформа "Титан" интегрирована с системой планирования ассортимента М.Видео-Эльдорадо и учитывает покупательские потребности, выявленные с помощью анализа данных.
Решение производит необходимые расчёты ежедневно в течение 1,5-2 часов, что в 5 раз быстрее предыдущей системы, и позволяет точнее планировать логистические перевозки, не допуская перестока на объектах или слишком длительных сроков доставки.
Облачная система создана собственной продуктовой командой Группы. Для бэкенда были использованы в основном Java и Kotlin, фронтенд написан с использованием React. БД ClickHouse, разработка и продуктив реализованы на базе Yandex.Cloud.
Результат
Разработанная платформа "Титан" обеспечивает следующие преимущества:
1. Легкость адаптации под меняющиеся потребности. Адаптивность обусловлена как современным стеком, так и владением самим продуктом, которая убирает зависимость от наличия ресурсов у подрядчика.
2. Более низкая стоимость эксплуатации (решение обходится компании в 1,5 раза дешевле предыдущего).
3. Более высокая скорость и точность расчетов (в 5 раз быстрее предыдущей системы).
4. Потенциал для сокращения сроков доставки за счет улучшения точности и скорости планирования. Отмечается, что по некоторым регионам сроки поставок с центрального склада могут сократиться вдвое.
В перспективе планируется подключить к платформе модуль по планированию закупок и прогнозированию спроса.