Платформа развития корпоративной культуры
CaseStudy, Оценка уровня CaseStudy, Оценка уровня
Опрос: "Оценка уровня цифрового развития компании"
CaseStudy, Оценка уровня CaseStudy, Оценка уровня
Опрос: "Оценка уровня осведомлённости персонала об ИИ"
CaseStudy

HR-минимум
для линейных
руководителей

Теория курса
CaseStudy

Проблема, которая существует во многих производственных компаниях самой разной величины, заключается в недостатке у линейных руководителей соответствующих знаний и опыта в сфере HR.

Это часто связано с тем, что люди попадают на эти должности в результате повышения. В этом случае они в первую очередь отличаются высокими компетенциями в своей профессиональной сфере, а опыт управления нарабатывают по мере появления новых вызовов на своей должности. Другими словами, без организации системной управленческой и HR подготовки производственная компания может получить посредственного руководителя и потерять квалифицированного специалиста.

Эта ситуация усугубляется тем, что сфера управления человеческими ресурсами активно развивается, что требует и от профессиональных HR специалистов и линейных руководителей быть постоянно вовлеченными в эту сферу.

1. Почему линейные руководители

1. Почему линейные руководители

В современных производственных компаниях часть HR функций все чаще передается линейным руководителям — представителям самого первого звена управленцев, которые непосредственно работают с сотрудниками. Они занимаются проведением собеседований и адаптацией персонала, развитием и удержанием сотрудников, вопросами их мотивации и т.д.

С одной стороны это расширяет зону их ответственности и требует развития определенных компетенций. С другой – вызвано необходимостью ускорения проведения изменений, за которыми не успевает обычная кадровая или HR служба, тогда как именно линейные руководители имеют возможность оказывать непосредственное влияние на производственный персонал.

Цель нашего курса – познакомить производственных линейных руководителей с основными HR функциями, мотивировать их к изучению современных HR практик и вызовов для личного и карьерного развития, мотивировать к переходу к профессиональному управлению от интуитивного и осознать свой управленческий потенциал.

2. Что такое лидерство

2. Что такое лидерство

Само по себе лидерство это одновременно желание и умение мотивировать и вдохновлять людей на достижение целей. В естественном виде оно проявляется даже без формальных управленческих полномочий, но при этом лидерские навыки и компетенции можно развивать и совершенствовать.

Таким образом, лидер это человек, который использует свои действия и поведение, чтобы влиять на других людей или направлять их. При этом важно понимать, что люди, формально занимающие руководящие должности могут быть посредственными лидерами, а хороший лидер может не иметь формальных полномочий.

Какого человека считают лидером? В повседневной жизни обычно речь идет о людях, демонстрирующих уверенность в себе, решительность, настойчивость, готовность принимать решения за всех и действовать первым, распределяющих обязанности и роли другим.

Они, как правило, умеют эффективно общаться с людьми, убеждать и вести переговоры, обладают харизмой и развитым эмоциональным интеллектом, демонстрируют оптимизм и ответственность.

Если мы говорим о лидерах в рабочей среде, то от них ожидается личный профессионализм, компетентность в рабочих и организационных вопросах, стремление наращивать свой опыт и браться за новые задачи, умение решать проблемы.

Понятно, что в зависимости от личности, жизненного опыта, общепринятых социальных норм и других обстоятельств поведение лидера может проявляться по разному. В этом случае говорят о стилях лидерства.

В классической теории немецко-американского психолога Курта Левина (30-40-е годы) их три: автократический (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский).

Первый вариант характеризуется централизацией власти, высокой степенью контроля подчиненных и требованиями к четкому исполнению инструкций. Лидер принимает решения единолично. Понятно, что при таком стиле инициатива подчиненных не приветствуется.

Второй стиль – демократический – предполагает подключение сотрудников к процессу принятия решений и учет их мнения. Отсюда второе название — коллегиальный.

Особенностью либерального стиля является то, лидер ставит задачу в достаточно общем виде, предоставляет ресурсы и условия для ее решения, после чего почти не контролирует процесс. Сотрудники самостоятельно принимают решения в процессе достижения поставленной цели, берут на себя ответственность. Когда лидер полностью пускает дела на самотек, а сотрудники проявляют низкий уровень самодисциплины, такой стиль превращается в попустительский.

Почему важны стили? С одной стороны с их помощью можно описать характер конкретного лидера. С другой – опытные управленцы комбинируют их в зависимости от ситуации, в которой необходимо проявить лидерские качества, поставленных целей, и личных качеств людей, с которыми в данный момент надо достичь цели.

Таким образом, авторитарный стиль будет предпочтителен, когда требуется срочно отреагировать на ситуацию и быстро принять решение. Демократический – если нужно заручиться поддержкой сотрудников, сделать акцент на совместной работе, поддерживать их вовлеченность. Либеральный – если необходимо управлять высококвалифицированными и высокомотивированными сотрудниками, «звездами», выполнить проект с высокой степенью инновационности.

Конечно, стилей лидерства выделяют гораздо больше. Еще, например, говорят о ситуационном стиле, патерналистском, трансформационном и других.

Стоит упомянуть о харизматичном (визионерском) лидерстве. Здесь речь идет о людях, которые не просто мотивируют своих коллег и подчиненных, а в первую очередь воодушевляют и сплачивают их с помощью яркого образа будущей цели.

И о сервисном лидерстве. Этот термин появился в 1970-х годах. Его суть заключается в идее «служения» лидера интересам своей команды и коллег, чтобы они могли максимально раскрыть свой потенциал. Другими словами акцент переносится на понимание потенциальных возможностей, мотивации и интересов самих сотрудников и на поиск пересечений с целями компании. Преимущества этого стиля проявляются тогда, когда его поддерживают большинство членов команды. Интерес к нему растет в последние годы – запрос формируется компаниями из сферы экономики знаний, чей основной капитал это человеческие и интеллектуальные ресурсы.

В современном меняющемся мире сотрудники и руководители с развитыми лидерскими качествами являются одним из самых ценных нематериальных активов компаний. Именно они позволяют успешно развиваться, осваивать новые направления и реализовывать инновационные проекты.

Линейным руководителям стоит обратить самое пристальное внимание на развитие собственных лидерских качеств – пройти оценку соответствующих компетенций, подтянуть недостающие, научиться определять и развивать потенциальных лидеров среди своих сотрудников.

3. Мотивация сотрудников

3. Мотивация сотрудников

Мотивация персонала – это система действий со стороны компании и руководителей по отношению к сотрудникам, направленная на обеспечение высокой продуктивности последних, стимулирование достижения ими наилучших результатов и удержание в компании.

В зарубежных источниках мотивация сотрудников часто определяется как уровень самоотдачи, энергии и проактивности, которые проявляют сотрудники компании.

Таким образом, главная задача системы мотивации на предприятии– поддержание этих факторов на высоком уровне, сближение целей компании и ее сотрудников. Разработка такой системы и ее поддержание в актуальном состоянии является одной из ключевых задач HR-специалистов, а использование ее инструментов, в том числе зона ответственности линейных руководителей.

К настоящему времени разработано, опробовано и изучено много разных методов и инструментов мотивации персонала. Они выбираются в зависимости от сферы деятельности компании, типа и потенциала сотрудников, выполняемых им функций, и направлены на стимулирование разных элементов воздействия на персонал.

Все методы делятся на две больших категории: материальную мотивацию персонала и нематериальную.

К первой относится зарплата, премии, бонусы и штрафы. Здесь же ДМС, оплата курсов иностранного языка, абонементов в спортивный клуб, путевок на санаторно-курортное лечение или летний отдых для детей и т.д.

Ко второй – официальное признание заслуг, повышение в должности, открытие карьерного роста, хороший коллектив, благоприятная корпоративная культура, корпоративное обучение, возможность получить консультацию психолога или юриста, перейти на гибкий или гибридный график работы.

Отметим, что система мотивации в компании должна постоянно развиваться. Сигналами к тому, что требуется ее подстройка может быть возросшая текучесть кадров, выгорание сотрудников, изменение структуры компании, прием на работу молодых или иногородних сотрудников и т.д.

4. Обучение и развитие персонала

4. Обучение и развитие персонала

Обучение и развитие персонала – это еще одна ключевая HR функция, которая напрямую влияет на успешность компании и обеспечивает потенциал для ее развития.

Обычно процессы обучения запускаются в компаниях в следующих случаях:

  1. При приеме на работу новых сотрудников – они должны пройти процесс адаптации и научиться эффективно выполнять свои рабочие и должностные обязанности.
  2. При внедрении новых рабочих инструментов, изменении рабочих процессов – когда необходимо повышение квалификации, получение новых навыков и компетенций.
  3. При формировании кадрового резерва, повышении в должности – когда необходимо развить потенциал сотрудников.
  4. При возникновении проблем с выполнением рабочих обязанностей, снижением продуктивностм, выгоранием – когда необходимо отреагировать на внутренние проблемы.
  5. Когда появились внешние факторы: изменились рыночные условия, началось отставание от конкурентов, появились новые возможности для роста, требующие новых компетенций, надо улучшить качество работы с клиентами.
  6. Нужно снизить текучесть кадров, уменьшить сопротивление сотрудников, изменить корпоративную культуру. Здесь речь идет больше о социальной функции обучения.
  7. Обязательные формы обучения: обучение охране труда, оказанию первой помощи, использованию СИЗ и т. д.

Дополнительными новыми факторами, обуславливающими для компаний важность обучения сотрудников являются:

  • быстрое устаревание профессиональных навыков — считается, что в современном мире они устаревают в течение 3-5 лет;
  • необходимость постоянного приобретения новых навыков и опыта, связанных с работой с данными и цифровыми технологиями в рамках непрекращающихся процессов цифровой трансформации.

Обучение сотрудников может проводиться очно или дистанционно. К очным формам относятся тренинги, семинары, наставничество, лекции и посещение занятий. К дистанционным – онлайн курсы, видеокурсы, вебинары, онлайн кейс-клубы.

На практике эти формы смешиваются – например, теоретические материалы изучаются сотрудниками самостоятельно через Интернет, а тренинги проходят очно с участием опытных коллег, менеджеров высшего звена или преподавателей.

Выбор форм обучения зависит от целей и задач, которые решает компания с его помощью. Так, использование онлайн курсов позволяет сотрудникам погрузиться в новую для себя сферу деятельности или повысить квалификацию, а наставничество позволяет вырастить квалифицированного специалиста.

Одной из главных проблем в обучении взрослых является сложность их мотивации. Причем для разных людей в зависимости от возраста, социальных условий, профессии, должности — она решается по разному.

Отметим, что для взрослых важно представлять себе процесс обучения простым и понятным, т.е. с минимумом риска потерпеть неудачу и ощущением того, что все получится.

А самым сильным мотивом для них является необходимость и возможность применения новых знаний и навыков в своей рабочей деятельности – именно от этих ожиданий зависит воспринимаемая ценность обучения и вовлеченность.

Профессиональным обучением сотрудников в рамках всей компании занимается отдел обучения и развития или соответствующий сотрудник HR-службы. Часто также можно встретить названия L&D-отдел или T&D-отдел от английских терминов learning & development (обучение и развитие) и training and development (подготовка и развитие).

В современных условиях дефицита кадров и постоянно изменяющихся запросов на новые профессиональные навыки и компетенции к процессу обучения привлекается все больше сотрудников внутри компаний. Например, целенаправленно готовятся наставники, а линейные руководители получают дополнительные полномочия и обязанности для более активного участия в этом процессе.

У этого явления есть несколько причин. Первая – повышение тактической точности. Именно линейные руководители заинтересованы в своих сотрудниках и видят, кому из них и какое обучение необходимо. Вторая связана с возрастающей скоростью, с которой надо осуществлять изменения внутри компаний и здесь большая свобода действий в принятии самостоятельных решений на месте выходит на первый план.

Сейчас тенденция заключается в том, чтобы обучением были охвачены все сотрудники компании, а не только кадровый резерв или менеджмент. Это способствует изменению корпоративной культуры, позволяет решать вопросы с нехваткой персонала за счет внутренних возможностей и снимает напряженность сопротивления изменениям.

5. Удержание персонала

5. Удержание персонала

Удержание сотрудников – это цель и задача производственной компании, которая заключается в предотвращении нежелательной текучести персонала и сохранении опытных и продуктивных работников. Также под этим понятием часто понимается комплекс мер, который применяется для достижения этой цели.

Для очень многих компаний и предприятий задача удержания персонала имеет стратегический приоритет. Причинами этого являются кадровый голод, растущие затраты на поиск, обучение и адаптацию новых сотрудников, снижение эффективности бизнеса из-за потерь специалистов, негативное влияние частых увольнений на других работников, замедление развития.

Конечно, причины ухода людей из компании могут быть разными, например, переезд в другой город или выход на пенсию. Но когда мы говорим про удержание сотрудников, в первую очередь речь идет о негативных факторах, влияющих на позитивную рабочую атмосферу, вовлеченность и мотивацию персонала: низкую зарплату, тяжелые условия труда, выгорание, плохие отношения с коллективом и/или руководством, отсутствие возможностей для карьерного роста и/или профессионального развития, недостаточный уровень мотивации по сравнению с общеотраслевым уровнем, появление альтернативных возможностей для трудоустройства с лучшими условиями.

Первым элементом в списке мер по удержанию персонала является использование инструментов для выявления проблем и потребностей сотрудников, которые могут привести к их потере. К ним относится проведение опросов, наблюдение и оценка их продуктивности и вовлеченности. В последние годы к ним добавились цифровые инструменты, которые позволяют спрогнозировать начавшееся выгорание, обнаруживать появление прокрастинации, снижение мотивации, наличие стресса и иных проблем.

Вторым – расчет и отслеживание соответствующих количественных показателей.

Так, коэффициент текучести кадров показывает отношение количества людей, уволившихся из компании в течение определенного периода времени, к среднесписочному количеству персонала за этот период.

Похожим образом рассчитывается коэффициент удержания сотрудников – он показывает количество людей, которые работают в компании в течение определенного периода времени, по сравнению с общим количеством сотрудников за этот период.

Отметим, что для разных отраслей, видов производственной и коммерческой деятельности, должностей сотрудников нормальные значения этих показателей отличаются. Так, для промышленной компании текучесть линейного персонала в районе 12-15% может считаться нормальной, а для предприятий торговли или общепита – до 30%.

Далее, на основе полученных данных разрабатывается стратегия и конкретные меры по снижению текучести кадров. В общем виде в нее входят инструменты материального и нематериального поощрения (см. пункт Мотивация), развитие благоприятной корпоративной культуры и HR бренда.

Нельзя забывать, что разные люди по разному реагируют на подходы к удержанию в зависимости от возраста, семейного положения, наличия детей, длительности работы в компании, для новых или состоявшихся сотрудников, личных ценностей и мотивов.

Другими словами в процессе достижения целей удержания сотрудников важные как общие инициативы на уровне всей компании, так и индивидуальные, которые осуществляют именно линейные руководители.

6. Работа с сотрудниками разных поколений

6. Работа с сотрудниками разных поколений

В повседневной жизни возраст человека является ключевым маркером от которого мы начинаем отстраивать свой формат общения и следуем определенным правилам поведения.

В рабочей среде задача коммуникации усложняется, поскольку руководителям часто приходится общаться и управлять сотрудниками, которые их намного старше или моложе.

Кроме того, в производственных коллективах, состоящих из сотрудников разного возраста, возникающее недопонимание, разные предпочтения и стили коммуникации, различия в менталитете и культурных привычках, отношении к работе, отражаются на продуктивности и способствуют утечке кадров.

Итак, что нужно учитывать при работе с сотрудниками разных поколений, стоит ли ориентироваться на поколенческие стереотипы и какие навыки нужно развивать руководителям для успешной работы с людьми разного возраста?

Сейчас в большинстве компаний можно одновременно встретить людей четырех поколений: бэби-бумеров (1945-1963), представителей поколения X (1963-1984), поколения Y (миллениалов 1980-1994) и поколения Z (зумеров 1995-2009).

Справка

Эта терминология была введена американскими исследователями Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом в начале 1990-х годов, когда они выпустили ряд книг, в которых озвучили свою теорию повторяющихся поколенческих циклов в истории США.

Сейчас эта терминология широко используется в социальных науках, педагогике, маркетинге, но сама теория подвергается критике за чрезмерную примитивизацию сложных явлений, потворствование созданию стереотипов и слишком сильные обобщения.

Отметим, что указанные даты характерны для истории США. Для других стран были рассчитаны свои варианты сегментации.

Например, для России свои сегментации предлагали Ю.А. Левада, В.В. Радаев, Е.М. Шамис. В расчетах они опирались на такие события как ВОВ, советская оттепель, покорение космоса, перестройка, эпоха дефицита, распад СССР и т. д.

Если ориентироваться на уже приведенную терминологию, в России поколение миллениалов представлено людьми 1985-2002 года рождения, а «зеты» начинаются с 2003-года.

Обычно предполагается, что бэби-бумеры склонны к сотрудничеству, ценят уважение и лояльность, не склонны к переменам, освоение сложных цифровых технологий может вызвать у них сложности.

Сотрудники поколения X независимы, ответственны, в определенной степени трудоголики и индивидуалисты. Они взрослели в трудные времена и для них важен баланс между работой и личной жизнью, личный профессиональный рост, понимание перспектив, планирование, надежность.

Миленниалы обычно более раскованны, оптимистичны, менее ответственны в отношении соблюдения правил, более терпимо относятся к своим и чужим ошибкам. Среди приоритетов – интересная работа, возможность открыть свое дело, иметь возможности для развития на рабочем месте. Не склонны к долгосрочному планированию и жертвам ради карьеры.

Сотрудников поколения Z называют продвинутыми в плане использования цифровых технологий, но нелояльными. Считается, что они креативные, многозадачные, склонны к выгоранию и имеют проблемы в плане коммуникации и дисциплины. Выросли в рамках недостатка живого общения, которое было заменено виртуальным.

Несомненно, что люди разных поколений отличаются между собой. Поэтому для руководителя важно научится сотрудничать и непредвзято относится к привычкам, мотивации и предпочтениям коллег, которые выросли в другое время, чем он сам.

Среди ключевых навыков работы с разными поколениями можно назвать умение адаптировать свою коммуникацию для людей разного возраста. Ошибочно думать, что разные сотрудники одинаково поймут одно и тоже сообщение или задачу руководителя без подстройки под цели, мотивы и язык и образы их поколения.

Если у вас есть сотрудники старше или моложе вас, спросите их, какие способы взаимодействия кажутся им наиболее комфортными и открыто расскажите о своих предпочтениях.

Следующий навык – понимание различий в мотивации и особенностей людей разных поколений. Например, сотрудники поколения X могут работать автономно и выполнять сложные проекты, требующие тщательного планирования. Для них в первую очередь важно личное благополучие, семья, профессиональный и карьерный рост.

Для сотрудников поколения Y и Z важны обратная связь, сопричастность к чему-то важному, наличие возможностей менять мир к лучшему, вести здоровый образ жизни. Список дополняет эмоциональное отношение к работе, атмосфера в коллективе, ценности и корпоративная культура компании, возможности для саморазвития как постоянного процесса.

Работая с ними, задайте себе вопросы, что я могу дать молодым сотрудникам, чему могу у них научится? Стараться выстраивать отношения, когда они сами хотели бы с вами работать.

Если говорить об ошибках руководителей, то, во первых неправильно судить других людей по себе и ожидать, что ваши личные причины подходить к работе определенным образом будут понятны другим людям – у каждого поколения стимулы к успеху, понимание чувства цели, приоритеты в мотивации формировались в совершенно разных условиях.

Во-вторых нельзя переоценивать свои знания о людях из других поколений. Как хорошо вы бы ни были знакомы с их культурой, вы остаетесь внешним наблюдателем – так же, как нельзя переехать в другую страну и полностью измениться.

В третьих, возраст, а тем более поколенческие стереотипы не должны становиться решающими критериями при взаимодействии с людьми.

Другими словами, чтобы успешно управлять надо в первую очередь роль учитывать потребности и личные мотивы конкретного человека, осознавать и принимать разницу в профессиональном и жизненном опыте людей с которыми вам приходится работать.

Вторая задача современных руководителей – освоение современных подходов к коучингу, фасилитации, наставничеству, чтобы активно использовать их в своей практике, в том числе и для развития личного авторитета.

7. HR-терминология. Распространенные англицизмы. Сленг

7. HR-терминология. Распространенные англицизмы. Сленг

В HR-сфере используется большое количество специализированных терминов, аббревиатур и англицизмов. Сейчас понимание этого сленга является достаточно важным не только для руководителей разного уровня, но и в для всех сотрудников — их можно увидеть в описании вакансий, услышать на собеседовании при устройстве на работу или в процессе рабочей деятельности вместе с новыми сотрудниками.

В качестве примера приведем небольшой список терминов с которыми вероятнее всего может столкнуться современный линейный руководитель и которые могут вызывать вопросы, если вы из слышите впервые.

HR (от англ. human resources) — человеческие ресурсы, произносится «эйчар». Эта аббревиатура используется для обозначения всех сотрудников компании, а также как приставка, обозначающая принадлежность к сфере управления персоналом. Например, HR-менеджер — специалист по управлению персоналом, департамент HR и т. д.

Оффер (от англ. offer или job-offer). Это официальное предложение о работе от компании конкретному кандидату. В нем озвучивается решение компании взять кандидата на работу и указываются условия будущего трудового договора: зарплата, обязанности, рабочий график и т.д. Оффером завершается стадия собеседований и проверок кандидата.

Онбординг (от англ. onboarding – адаптация, введение в курс дела) – это набор действий со стороны компании и название этапа, в ходе которого новый сотрудник адаптируется к своим должностным обязанностям, рабочему месту, коллективу, корпоративным регламентам и правилам. Обычно длится до 3 месяцев и совпадает с испытательным сроком.

Пребординг (от англ. preboarding — предварительная посадка) — так называется этап и набор процессов между моментом, когда будущий сотрудник принял оффер компании, и его официальным трудоустройством.
В него обычно входит оформление документов, ознакомление сотрудника с будущим коллективом и рабочим местом, корпоративными регламентами и инструкциями, предоставление базовых учебных материалов. Подобный подход экономит время и позволяет быстрее включить сотрудника в процесс адаптации и создать его вовлеченность. Второй важный момент – взаимодействие с ценным сотрудником до официального трудоустройства снижает риски его отказа от оффера.
Пребординг, как правило, опирается на цифровые инструменты: мобильные приложения, электронные документы, видеоконференции, виртуальные экскурсии и онлайн курсы.

Баддинг (от англ. buddying – приятельские отношения, buddy - приятель) - это метод адаптации новых сотрудников в компании, похожий на наставничество. Его суть заключается в объединении опытных сотрудников, которые называются «бадди», с новичками, чтобы обеспечить последним поддержку и облегчить процесс адаптации. Бадди помогают знакомится и выстраивать отношения с коллегами, ориентироваться в рабочей среде, корпоративных правилах и традициях, отвечают на организационные вопросы и т.д. В этом смысле бадди не являются наставниками, которые учат новых сотрудников выполнять профессиональные обязанности и не отвечают за результаты его работы.

Оффбординг (от англ. offboarding – увольнение) – набор процессов в ходе увольнения сотрудника. Их цель минимизировать негативные последствия для компании, рабочего коллектива и самого сотрудника, расстаться, по возможности, в хороших отношениях. Сюда входит завершение и передача текущих дел коллегам, exit-интервью, оформление документов, отключение доступа и аккаунтов к корпоративным системам и сервисам и т.д.

Exit-интервью (от англ. exit – выход) – выходное интервью с сотрудником, который увольняется. Его главная цель получить обратную связь о причинах ухода, впечатлениях о работе в компании, руководстве, проблемных моментах и т.д. Во многих компаниях лояльно относятся к уходу сотрудников и поэтому в интервью включаются вопросы о возможности возвращения сотрудника в будущем.

Софт-скилс (от англ. soft skills – мягкие навыки) – этим термином называется совокупность социальных, коммуникационных, культурных и когнитивных навыков человека, которые не относятся к конкретной профессии и могут применяться в любом виде деятельности. К ним относятся критическое мышление, пунктуальность, умение вести переговоры, адаптивность, лидерские и организаторские навыки, цифровая грамотность, навыки планирования, наставничества и т.д. Другими словами — это личностные навыки, которые носят прикладной и универсальный характер.

Хард-скилс (от англ. hard skills – жесткие навыки) – этот термин обозначает совокупность профессиональных и достаточно конкретных навыков, знаний и компетенций сотрудника, с помощью которых он может выполнить определенную работу или задачу, использовать конкретную технологию или инструмент.
Они приобретаются в результате обучения и нарабатываются опытным путем. К хард-скилс относится умение программировать на определенном языке, управлять погрузчиком, выполнять определенные электромонтажные работы, работать с конкретной бухгалтерской программой.

Конечно, терминов гораздо больше. Их знание это необходимая составляющая профессионального словаря любого руководителя.

Рекомендуем не пользоваться ими по наитию, а с после ознакомления с их значениями в специализированных источниках – их можно легко найти в Интернете.

Заключение

Заключение

Успех любой производственной компании это функция многих переменных, но самой главной является опыт, продуктивность и вовлеченность ее сотрудников.

Как мы отмечали в начале лекции, в современных условиях часть функций HR все чаще делегируется линейным руководителям, им предоставляется большая свободы действий в управлении, развитии и мотивации сотрудников.

Очевидно, что важность теоретических знаний и прикладных навыков в области HR для этой категории управленцев в будущем будет только увеличиваться. Причины этого – наибольшая близость к рабочему персоналу, точность и оперативность их влияния на подчиненных, общий тренд на кроссфункциональность сотрудников.

Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Подробнее на странице Пользовательское соглашение