Определение цифровой трансформации
Термин «Цифровая трансформация» (ЦТ) начал широко распространяться в академической и бизнес-среде относительно недавно – около 10-15 лет назад. Одно из первых определений появилось в 2011 году в журнале Digital Transformation Review, компании Capgemini Consulting:
ЦТ — это «использование технологий для радикального повышения производительности или расширения возможностей бизнеса».
Сегодня термин не имеет узкого и однозначного определения, допускает широкое толкование и употребляется в отношении самых разных типов структур — от предприятий и организаций до целых отраслей, государственных органов, правительств и даже стран. Более того, воспринимается по-разному в глазах разных специалистов — от генеральных, IT- и HR-директоров, директоров по маркетингу и до инженерного, технического и линейного персонала, исследователей, ученых, чиновников.
В нашей стране Минцифры России в «Методических рекомендациях по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием» прописана более сложная формулировка. Она звучит так:
ЦТ — это «комплексное преобразование бизнес-модели, продуктов и услуг и/или бизнес-процессов компании, направленное на рост конкурентоспособности компании и достижение стратегических целей компании и отвечающее критерию экономической эффективности на основе реализации портфеля инициатив по внедрению цифровых технологий, использованию данных, развития кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, современных подходов к управлению внедрением цифровых решений и финансированию внедрения цифровых решений».
Но вне зависимости от контекста, все варианты и значения этого понятия объединяет главное — связь с многообразием трансформационных явлений, порожденных проникновением технологий в самые разные сферы человеческой деятельности, способность заместить привычные подходы к ее ведению, коммуникациям и использованию информации.
В рамках данного материала мы предлагаем ориентироваться на короткое определение McKinsey, поскольку в первую очередь оно относится к коммерческим предприятиям:
«ЦТ — это перестройка организации с целью создания ценности за счет непрерывного внедрения цифровых технологий в масштабе компании».
То есть задача цифровой трансформации — создать конкурентное преимущество с помощью постоянного внедрения технологий в масштабах компании, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов и снизить затраты. Это определение из новой книги McKinsey — «Rewired: A McKinsey Guide to Outcompeting in the Age of Digital and AI» (Wiley, 20 июня 2023 г.).
О каких же технологиях идет речь? В списке Минцифр:
• большие данные и продвинутая аналитика,
• искусственный интеллект (включая машинное обучение),
• технологии дополненной и виртуальной реальности,
• робототехника, беспилотные транспортные средства и дроны,
• новые производственные технологии (включая аддитивное производство),
• технологии цифрового проектирования, моделирования и управления жизненным циклом продуктов и/или услуг,
• технологии беспроводной, спутниковой и промышленной беспроводной связи,
• квантовые технологии (вычисления, коммуникации, сенсоры и метрология),
• интернет вещей, облачные сервисы (вычисления, хранение данных),
• мобильные технологии (с использованием мобильных устройств) и социальные сети.
Важно отметить, что перечисленные технологии не просто единожды интегрируются в бизнес. За счет того, что они постоянно меняются, ускоряется их жизненный цикл и появляются новые варианты применения создается дополнительная динамика, которая стимулирует бизнес к активным изменениям — за счет нее возникают уникальные возможности: высокая точность прогнозов и принятия управленческих решений, заметно снижаются издержки, улучшается потребительский опыт.
Что необходимо для старта цифровой трансформации компании?
ЦТ касается не только технологий, она также включает:
• стратегию — ключевой элемент высокоуровневого поведения и целей компании в постоянно изменяющихся условиях. Говоря проще, описывает принципы использования технологий для достижения целей и реализации необходимой бизнес-модели.
• корпоративную цифровую культуру, нехватка которой, по мнению большинства исследователей — зачастую является одной из главных причин провала проектов ЦТ и отсутствия нужного результата.
• необходимый уровень цифровой зрелости компании и цифровой грамотности сотрудников, наличие ресурсов и инфраструктуры, готовой к внедрению цифровых решений.
Почему проекты цифровой трансформации бывают неуспешными?
По данным разных исследователей, более половины проектов в области ЦТ не достигают запланированных целей. Причиной является озвученная ранее корпоративная культура, препятствующая изменениям, и организационная инерция, которая поддерживает устаревшие подходы к ведению бизнеса и управлению изменениями, даже несмотря на внедрение современных технологий.
Среди других причин также могут быть: слабый кадровый резерв, бремя в виде legacy-технологий и решений, устаревшей и неспособной к масштабированию операционной модели, отсутствие необходимых технологических навыков и недостаток ресурсов для управления изменениями, не говоря уже о высокой стоимости самих проектов по цифровой трансформации и затратах на повышение компетенций персонала.
Зачем все же нужна ЦТ?
Согласно отчету IDC «The 2023 Insight Intelligent Technology Report», 82% организаций считают, что должны инвестировать в цифровую трансформацию, или останутся позади.
Почти половина из них (49%) утверждает, что неспособность идти в ногу с инновациями по сравнению с конкурентами — одна из самых серьезных угроз для их организации в ближайшие 12 месяцев.