Профессиональные знания и рабочие навыки персонала это ключевой фактор для успеха каждой компании. Когда мы говорим о количестве, новизне и продуктивности использования этих категорий в рабочей деятельности – мы говорим об опыте сотрудников.
Именно он позволяет человеку самостоятельно выполнять рабочие задачи, адаптировать и использовать новые знания и идеи в своей профессиональной деятельности, находить решения в сложных ситуациях.
Отметим, что также существует омонимичное понятие «опыт сотрудников» от английского Employee Experience, EX, которое относится к категории впечатлений и эмоционального восприятия всех видов взаимодействий сотрудника с компанией, начиная с коммуникаций при приеме на работу, обучении, карьерном развитии и до увольнения или выхода на пенсию.
Почему обмен опытом важен
Понятно, что опыт и знания отдельных сотрудников, несут ограниченную пользу для компании, если не разделяются с коллегами. В этом случае каждый работник вынужден повторять уже пройденные ошибки и искать найденные решения.
Если процессы обмена опытом хорошо настроены и критические знания не заперты в умах отдельных специалистов, то растет продуктивность всей компании в целом, совершается меньше ошибок и эффективно масштабируются лучшие практики.
Задача заключается в том, чтобы создать в компании условия, в которых обмен опытом является естественным, вовлекающим и полезным для участников процессом.
Ключевые факторы для поддержки процесса обмена опытом
Корпоративная культура – внутренняя среда компании должна обеспечивать позитивное подкрепление вместо критической или равнодушной атмосферы. Именно правильный организационный климат может побудить сотрудников с одной стороны делиться опытом и демонстрировать свои лидерские и профессиональные качества, а с другой – мотивировать к профессиональному росту и формировать среду единомышленников, в которой это престижно.
ИТ-технологии – позволяют сохранять внутренний опыт и знания в различных форматах, обеспечивают к ним доступ через разные каналы, обеспечивают точки взаимодействия и коммуникации в онлайн-пространстве (в т.ч. для удаленных сотрудников). Правильный набор этих инструментов необходим всем современным компаниям для продуктивного обмена опытом, новыми знаниями и идеями.
Мотивация сотрудников – здесь речь о поддержке компанией и руководством тех сотрудников, которые готовы делиться своим опытом и экспертизой, и тех, которые готовы воспринимать их знания и расти внутри компании.
Организационные факторы – сюда входят те действия и активности, которые предпринимаются самой компанией для стимуляции процесса обмена опытом между сотрудниками. Здесь ключом к успеху является создание множества точек соприкосновения и использование практик, в которых этот обмен происходит естественно: наставничество, менторство, ротация, мастер-классы, мозговые штурмы, воркшопы, хакатоны и т.д.
Что мешает процессам обмена опытом
На первом месте недостаток времени у сотрудников, которые являются источником опыта и экспертизы. Эта проблема решается, если обмен опытом становится частью рабочих обязанностей, как, например, в наставничестве. Или входит в рабочие процессы руководителей проектов или специалистов – например, при адаптации новых сотрудников или документировании полученного опыта после выполнения проекта.
Напомним, что последний вопрос мы затрагивали в статье «Как построить обмен опытом и улучшить корпоративную культуру – используем собственные кейсы».
Вторая причина – разобщенность разных отделов компании и групп сотрудников. В этом случае поможет запуск кросс-функциональных проектов и активностей, которые объединят людей в рамках общей деятельности или задачи.
Следующая группа причин связана с психологией. Некоторые люди просто не хотят делится опытом и экспертизой из-за эгоистичных побуждений – их знания дались им с большим трудом, собственными «потом и кровью». Другие опасаются появления конкурентов среди коллег, подсиживания, снижения своей ценности или потери места после передачи своих знаний . Обмену также может препятствовать страх показаться некомпетентными, особенно в ходе публичных мероприятий.
И, наконец, обмен опытом может быть затруднен из-за разницы в возрасте, отсутствия хороших отношений между коллегами, отсутствия навыков наставничества и т.д.
Заключение
Одна из задач любого руководителя компании – чтобы в его коллективе поддерживался непрерывный обмен опытом, а сам процесс носил взаимно мотивирующий характер, когда одни сотрудники целенаправленно улучшают свои профессиональные качества, а другие получают уважение, признание и стимулы развиваться дальше.
Самое главное, что обмен опытом – как рабочая функция – должен быть частью привычной стандартной работы. Если в маленьких колллективах, между коллегами одного отдела или в стартапах эти процессы могут существовать как бы сами по себе, то чем крупнее организация, тем больше формальных процессов по обмену опытом в ней должны запускаться и тем большей поддержки они требуют.
В этом смысле от руководства требуются не только организационные усилия, но и стратегическое видение и формулирование целей – как с помощью этих инструментов решить проблемы компании и получить преимущества для роста, выходящие за рамки непосредственного повышения производительности.
Если у вас есть дополнительные вопросы или задачи, связанные с темой обмена опытом, пожалуйста, обращайтесь через форму обратной связи внизу страницы. Будем рады обсудить направления сотрудничества.