Платформа развития корпоративной культуры
CaseStudy, Оценка уровня CaseStudy, Оценка уровня
Оценка уровня цифрового развития компании
CaseStudy, Оценка уровня CaseStudy, Оценка уровня
Оценка уровня осведомлённости персонала об ии
Главная CaseStudy Наши новости CaseStudy Что такое цифровая грамотность и почему ей надо учиться
CaseStudy

Что такое цифровая
грамотность и почему
ей надо учиться

04.06.2024
CaseStudy
Что такое цифровая грамотность и почему ей надо учиться Источник изображения: Shutterstock/Deemerwha studio

Слово «грамотность» в его классическом понимании означает умение читать и писать на родном языке. Важность этих навыков трудно переоценить — они необходимы любому человеку, и приобретаются только в процессе обучения.

Выделяют много видов грамотности — математическую, финансовую, культурную, правовую и множество других, в зависимости от рассматриваемых предметных областей. Все они — следствие определенных запросов общества, когда становятся необходимы некие новые знания и умение их использовать.

В середине 1960-х появился термин «компьютерная грамотность». Еще 20-30 лет назад требования к ней транслировались работодателями как умение пользоваться компьютером и набором основных программ: текстовым редактором, редактором электронных таблиц, фоторедактором и программой для создания презентаций, браузером и электронной почтой, и все внимание заострялось именно на прикладной составляющей.

Появление понятия «цифровой грамотности» связывают с выходом книги американского писателя Пола Гилстера «Цифровая грамотность» в 1997 году. Он описал ее как «способность понимать и использовать информацию в различных форматах из широкого круга источников, когда та представлена с помощью компьютеров».

Сильный интерес к этому феномену со стороны академического сообщества возникает с середины 2000-х. К настоящему времени термин используется в сфере образования: в международных и национальных стандартах.

Сегодня существует множество определений цифровой грамотности.

Например, платформа Цифровой гражданин определяет цифровую грамотность как систему знаний, навыков и установок, позволяющих эффективно решать личные и профессиональные задачи в цифровой среде.

Институт статистики ЮНЕСКО — как способность получать доступ, управлять, понимать, интегрировать, передавать, оценивать и создавать информацию безопасным и надлежащим образом с помощью цифровых технологий для обеспечения занятости, достойной работы и предпринимательства. Она включает в себя компетенции, которые по-разному называют компьютерной грамотностью, ИКТ-грамотностью, информационной грамотностью и медиаграмотностью.

Википедия связывает цифровую грамотность со способностью человека находить, оценивать и передавать информацию с помощью печатных или цифровых медиаплатформ. А также сочетать технические и когнитивные способности, используя информационные и коммуникационные технологии, чтобы создавать, оценивать и обмениваться информацией.

В нашем случае важно акцентировать внимание на том, что цифровая грамотность — это комплексное понятие. Оно обозначает синтез навыков и знаний, которые необходимы современному человеку для удовлетворения личных и рабочих потребностей в обществе, в котором на первый план выходят цифровые технологии.

На прикладном уровне она включает умение использовать различные цифровые устройства (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны, различные умные приборы), осознавать свои «цифровые» потребности, искать информацию и критически оценивать ее источники, уметь общаться в интернете с помощью разных инструментов и платформ, совершать финансовые операции и пользоваться онлайн-услугами.

На более продвинутом уровне — создавать контент, используя различные инструменты, обеспечивать свою безопасность, сохранять (с помощью резервных копий) и защищать информацию и личные данные, приобретать навыки и знания.

И на самом высоком уровне развития цифровой грамотности (в конце концов это вообще конечный смысл всех видов грамотности) — создавать собственные информационные и цифровые инструменты и генерировать новые знания. Именно на высоких уровнях первоочередное значение над прикладными навыками приобретают такие важные когнитивные компоненты, как креативность и критическая составляющая.

По мере того, как цифровые технологии все сильнее влияют на экономику, бизнес и общество, они сильно меняют и рынок труда. Сегодня, чтобы устроиться даже на рядовую должность, в большинстве случаев потребуется навык владения компьютером и Интернетом. Ну а выполнение работы на руководящих постах и вовсе невозможно без цифровых технологий и коммуникаций.

Удаленная занятость, фриланс, ставшие сегодня привычными, также предполагают высокий уровень цифровой грамотности.

Другими словами, это не отвлеченное понятие и не абстракция, а фактор, напрямую влияющий на успех и качество жизни любого современного человека.

Подчеркнем, что текущий тренд заключается в интеграции цифровых технологий даже в, казалось бы, традиционные профессии. Многие из них требуют подтверждения цифровой грамотности для приема на работу, а уже тем более для повышения в должности.

В государственном масштабе цифровая грамотность отражает экономический потенциал развития страны и ее уровень, служит индикатором проблем или, наоборот, потенциальных возможностей в условиях цифровой трансформации экономики и перехода к экономике знаний.

По итогам 2023 года, Индекс цифровой грамотности россиян составляет 71 п.п. — эти исследования проводились аналитическим центром НАФИ. Индекс измеряется в процентных пунктах от 0 до 100 и оценивает пять компонентов: информационную грамотность, коммуникативную грамотность, создание цифрового контента, цифровую безопасность и цифровую компетентность.

Примечательно, что у россиян от 35 до 54 лет этот индекс оказался выше (73 п.п.), чем у молодежи от 18 до 24 лет (69 п.п.).

Есть ли в цифровой грамотности что-то очень сложное и доступное только ограниченному числу людей? Нет, ведь по мнению исследователей она строится на тех же когнитивных процессах, что и обычная грамотность. Другими словами научится продуктивной, осознанной и безопасной работе с цифровыми технологиями может практически каждый.

Самое важное понимать, что цифровая грамотность — не жестко фиксированный комплекс навыков, а текучий развивающийся процесс, который будет в себя включать все больше компетенций по мере появления новых цифровых технологий.

Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Подробнее на странице Пользовательское соглашение