Что такое цифровая грамотность и почему ей надо учиться
Слово «грамотность» в его классическом понимании означает умение читать и писать на родном языке. Важность этих навыков трудно переоценить — они необходимы любому человеку, и приобретаются только в процессе обучения.
Выделяют много видов грамотности — математическую, финансовую, культурную, правовую и множество других, в зависимости от рассматриваемых предметных областей. Все они — следствие определенных запросов общества, когда становятся необходимы некие новые знания и умение их использовать.
В середине 1960-х появился термин «компьютерная грамотность». Еще 20-30 лет назад требования к ней транслировались работодателями как умение пользоваться компьютером и набором основных программ: текстовым редактором, редактором электронных таблиц, фоторедактором и программой для создания презентаций, браузером и электронной почтой, и все внимание заострялось именно на прикладной составляющей.
Появление понятия «цифровой грамотности» связывают с выходом книги американского писателя Пола Гилстера «Цифровая грамотность» в 1997 году. Он описал ее как «способность понимать и использовать информацию в различных форматах из широкого круга источников, когда та представлена с помощью компьютеров».
Сильный интерес к этому феномену со стороны академического сообщества возникает с середины 2000-х. К настоящему времени термин используется в сфере образования: в международных и национальных стандартах.
Сегодня существует множество определений цифровой грамотности.
Например, платформа Цифровой гражданин определяет цифровую грамотность как систему знаний, навыков и установок, позволяющих эффективно решать личные и профессиональные задачи в цифровой среде.
Институт статистики ЮНЕСКО — как способность получать доступ, управлять, понимать, интегрировать, передавать, оценивать и создавать информацию безопасным и надлежащим образом с помощью цифровых технологий для обеспечения занятости, достойной работы и предпринимательства. Она включает в себя компетенции, которые по-разному называют компьютерной грамотностью, ИКТ-грамотностью, информационной грамотностью и медиаграмотностью.
Википедия связывает цифровую грамотность со способностью человека находить, оценивать и передавать информацию с помощью печатных или цифровых медиаплатформ. А также сочетать технические и когнитивные способности, используя информационные и коммуникационные технологии, чтобы создавать, оценивать и обмениваться информацией.
В нашем случае важно акцентировать внимание на том, что цифровая грамотность — это комплексное понятие. Оно обозначает синтез навыков и знаний, которые необходимы современному человеку для удовлетворения личных и рабочих потребностей в обществе, в котором на первый план выходят цифровые технологии.
На прикладном уровне она включает умение использовать различные цифровые устройства (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны, различные умные приборы), осознавать свои «цифровые» потребности, искать информацию и критически оценивать ее источники, уметь общаться в интернете с помощью разных инструментов и платформ, совершать финансовые операции и пользоваться онлайн-услугами.
На более продвинутом уровне — создавать контент, используя различные инструменты, обеспечивать свою безопасность, сохранять (с помощью резервных копий) и защищать информацию и личные данные, приобретать навыки и знания.
И на самом высоком уровне развития цифровой грамотности (в конце концов это вообще конечный смысл всех видов грамотности) — создавать собственные информационные и цифровые инструменты и генерировать новые знания. Именно на высоких уровнях первоочередное значение над прикладными навыками приобретают такие важные когнитивные компоненты, как креативность и критическая составляющая.
По мере того, как цифровые технологии все сильнее влияют на экономику, бизнес и общество, они сильно меняют и рынок труда. Сегодня, чтобы устроиться даже на рядовую должность, в большинстве случаев потребуется навык владения компьютером и Интернетом. Ну а выполнение работы на руководящих постах и вовсе невозможно без цифровых технологий и коммуникаций.
Удаленная занятость, фриланс, ставшие сегодня привычными, также предполагают высокий уровень цифровой грамотности.
Другими словами, это не отвлеченное понятие и не абстракция, а фактор, напрямую влияющий на успех и качество жизни любого современного человека.
Подчеркнем, что текущий тренд заключается в интеграции цифровых технологий даже в, казалось бы, традиционные профессии. Многие из них требуют подтверждения цифровой грамотности для приема на работу, а уже тем более для повышения в должности.
В государственном масштабе цифровая грамотность отражает экономический потенциал развития страны и ее уровень, служит индикатором проблем или, наоборот, потенциальных возможностей в условиях цифровой трансформации экономики и перехода к экономике знаний.
По итогам 2023 года, Индекс цифровой грамотности россиян составляет 71 п.п. — эти исследования проводились аналитическим центром НАФИ. Индекс измеряется в процентных пунктах от 0 до 100 и оценивает пять компонентов: информационную грамотность, коммуникативную грамотность, создание цифрового контента, цифровую безопасность и цифровую компетентность.
Примечательно, что у россиян от 35 до 54 лет этот индекс оказался выше (73 п.п.), чем у молодежи от 18 до 24 лет (69 п.п.).
Есть ли в цифровой грамотности что-то очень сложное и доступное только ограниченному числу людей? Нет, ведь по мнению исследователей она строится на тех же когнитивных процессах, что и обычная грамотность. Другими словами научится продуктивной, осознанной и безопасной работе с цифровыми технологиями может практически каждый.
Самое важное понимать, что цифровая грамотность — не жестко фиксированный комплекс навыков, а текучий развивающийся процесс, который будет в себя включать все больше компетенций по мере появления новых цифровых технологий.